Вот уже больше четырех веков существует традиция устраивать первоапрельские розыгрыши. Если говорить о России, то в этом особенно преуспели Петр I, Екатерина I и Екатерина II. К концу XIX в. первоапрельские розыгрыши стали обычным делом. О том, как в дореволюционное время «угарала» вся Европа в том числе и Россия, в нашем материале.
В прошлом веке законодателями трендов-приколов, как и в наши дни, были представители молодежной среды: ученики школ, гимназисты и студенты. В День смеха они ходили с вымазанными мелом спинами, приклеенными бумажками с обидным текстом. Любили еще и разыграть товарищей, рассказывая шутливые новости о том, что учебное заведение закрылось или вовсе сгорело. Но и старшее поколение не отставало от молодого.
В XX веке огромной популярностью 1 апреля пользовались шуточные открытки. Современная молодежь сейчас их называет мемами. Дореволюционные мемы приносили солидный доход в День смеха. Впрочем, открытки и в другие праздничные дни были в цене.
Впервые открытками начали использоваться в 1871 году. Их ценностью для отправителя стало не содержание, а изображение на обратной стороне. Распространению же таких открытых писем способствовало развитие почтовых отношений благодарю созданному в то время Всемирному почтовому союзу.
Развитие печати открыток привело к борьбе за покупателя. Печатники предлагали открытки с видами местной природы, городов, картинами и рисунками. Вскоре популярность тематической корреспонденции, приуроченной к праздникам, набрала огромную популярность. Например, к 1 апреля.
Владельцы писчебумажных магазинов и фотоателье подготовку к Дню смеха начинали заранее. Наборы тематических открыток российские торговцы заказывали в Европе. Главным поставщиком была Франция. Именно французы оказали большое влияние на развитие такого рода корреспонденции.
Заказывали заодно и пасхальные открытки, ведь за первоапрельскими розыгрышами наступал светлый праздник Пасхи. Поэтому в магазинах соседствовали шуточные французские карточки с апрельской рыбой и немецкими пасхальными кроликами.
Франция не случайно считается основателем открыточного дела. Именно там активно развивалась традиция отправки первоапрельских карточек. Символом Дня смеха в то время считалась рыба.
На фотокарточках рыбу изображали в одиночестве, в руках детей или красавиц и т. д. Изготавливали коллажи, где рыба в человеческом обличье занимается предпраздничными хлопотами: тянет подарки в челне по морю или катается в нем, отдыхает на берегу, собирая зевак. Французы прекрасно знали, к какому дню приурочены такие открытые письма. В Российской империи с рыбными фотокарточками тоже не было проблем. Образованная молодежь легко могла прочитать «1 Аvril» и догадаться, что это наше 1 апреля.
Российские издательства не отставали от зарубежных. С 1878 года в различных городах империи расцвело производство открыток. Чаще всего тиражировались европейские почтовые карточки, а надписи переводили на русский. Именно так же сейчас и поступают пользователи ТикТока, беря западный тренд и адаптируя его под российского пользователя.
Большим спросом пользовались карточки с местным юмористическим сюжетом или мини-комиксом из жизни пьяниц, студентов или богатеев, с любовными похождениями и популярными анекдотами.
Некоторым нравилось шутить над недостатками людей. Например, болтливым посылали изображение человека с заклеенным ртом или прибитым к столу языком, холостым — картинки из семейной жизни. Любили покупатели и черный юмор — не только колкие и обидные открытки, например изображение двух дерущихся с подписью: «Двое дурней дерутся, а третий смотрит», но и различные дипломы и билеты.
Традиция первоапрельских розыгрышей на десятилетия прервалась после Октябрьской революции. А в послевоенное время вновь получила распространение в молодежной среде. 1 апреля приобрело советские особенности и правила, главным из которых было никому не говорить о приближающемся Дне смеха заранее, чтобы шутка удалась. Правда, в ней уже не было места праздничным открыткам.
Возродилась традиция праздничной тематической корреспонденции в XXI веке с развитием Интернета, электронной почты и мессенджеров. По сути, открытки можно сравнить с современными интернет-мемами — такой же картинкой и краткой шутливой подписью на злободневную тему. Причем неважно, приурочена она к празднику или нет, — главное, чтобы была интересной.
В статье использованы материалы информационного портала Минск-новости.